Для Вас родители

Одной из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями – это воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста. Статистика показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, стремительно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6 лет. Формирование у детей правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит, прежде всего, под влиянием речи взрослых. Каковы же причины возникновения речевых нарушений?

Это:

 ухудшение экологической обстановки;

 увеличение числа патологий беременности;

 увеличение количества родовых травм;

 ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;

 различные социальные причины.

Исследования показывают, что возникновение речевых нарушений у детей связаны со стилем их общения с родителями. Именно родители свободно общаются с ребенком во время бесед, совместных прогулок, экскурсий, походов в магазин. Следят за их успехами и обязательно должны вносить свой творческий вклад в коррекционно-развивающий процесс, у малыша появляется мотивация по отношению к занятиям. А это положительно влияет на результаты работы по преодолению речевых нарушений. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. Неясная речь затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, а некоторые и раздражительными. Имея полноценный слух и интеллект, они не готовы к усвоению школьной программы и составляют основную группу риска по неуспеваемости. Особенно необходимым для ребенка становится чистое произношение звуков и слов, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как они говорят. Если ребенок говорит «суби» (зубы), «усы» (уши), то он почти всегда так и пишет эти слова. Среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей косноязычных. Устная речь детей к 6 годам почти не отличается от речи взрослых. Но, несмотря на то, что ребенок имеет достаточный лексический запас, он еще не всегда может быстро подобрать нужное слово. Иногда дети смешивают слова, близкие по звучанию (эксаватор и эскалатор), и неправильно употребляют их. Еще встречаются в речи и грамматические ошибки, чаще всего ребенок неправильно употребляет окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже (много воронов, окнов, ух). К шести годам в норме полностью формируется звукопроизношение, исчезает смешение шипящих и свистящих звуков, звуков [р] ([р']) и [л] (|л']). В этот период жизни ребенок уже может изменять по мере необходимости громкость и темп речи: говорить громко, тихо, шепотом; быстро, медленно (причем ускорить свою речь ему легче, чем замедлить); умеет говорить выразительно. Игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Кроме того, в игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи, тех психических процессов, без развития которых нельзя воспитать гармоничную личность. Большое значение в речевом развитии детей имеют словесные дидактические игры, формирующие слуховое внимание, умение 2 прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова, развивающие выразительность речи.

Предлагаемые задания вызовут у ребенка интерес к слову, покажут ему, как много граней у одного и того же слова, сделают его речь эмоциональной и яркой.

1. Игра «Слова друзья». Попросите ребенка подобрать слова, близкие по значению, но разные по звучанию (синонимы). Например, назовите словосочетание грустная девочка и спросите: «Как можно назвать этого мальчика по-другому? Печальная, невеселая, огорченная. Погода пасмурная, а по-другому ее можно назвать дождливая, облачная. К слову боится можно подобрать такие близкие по смыслу слова, как трусит, опасается, пугается, дрожит» и т.д.

2. Игра «Скажи наоборот» Например: «Один мальчик слабый, а другой — сильный». «Нож бывает острый, а бывает...» — «Тупой», — добавляет ребенок. «Один мальчик бегает быстро, а другой... (медленно)». «У автобуса есть вход и есть — что?» (Выход.) Нельзя допускать, чтобы ребенок облегчал себе задачу и в ответ произносил слова с частицей не (несильный вместо слабый, неострый вместо тупой, небыстро вместо медленно). Вариант этой игры — образовать глаголы с противоположным значением: «Кран открыли, а потом... (закрыли)»; «Мальчик пришел, а потом... (ушел)»; «Самолет улетел, а потом...(прилетел)»; «Бабушка сначала очки надела, а потом...(сняла)» (сел — встал, купил — продал, потерял — нашел и др.).

3. Игра «Какой, какая, какое?» Способствует расширению словаря прилагательных. Например, ребенок должен сказать, какой может быть стол(круглый, квадратный, прямоугольный, деревянный, обеденный, письменный); или назвать, какой может быть река (широкая, глубокая, извилистая, чистая). Неполные ответы дополняются, неточные — исправляются.

4. Игра «Назови одним словом» Научите ребенка подбирать обобщающие существительные к словам, обозначающим однородные предметы или явления. • «Назови, что (кто) это». Назовите какой-нибудь предмет и предложите малышу подобрать обобщающее слово. «Кресло», — говорите вы. «Мебель», — отвечает ребенок, «Воробей» (Птица), «Жук» (Насекомое), «Окунь» (Рыба),«Лук» (Овощ), «Груша» (Фрукт) Расширять словарь дошкольника надо за счет не только существительных, но и прилагательных.

5. Игра «Угадай, что это?» Нужно угадать предмет по описанию. Например: круглый, сочный, красный, растет на грядке (Помидор). При описании предмета ребенок должен указывать те основные, характерные качества, по которым безошибочно можно догадаться, о чем идет речь.

6. Поупражняйте ребенка в образовании прилагательных. Спросите его: «Как называется шапка, сделанная из меха (меховая), кофточка из шерсти(шерстяная), подушка из пуха или перьев(пуховая, перьевая)?». Обратите внимание, правильно ли ребенок согласовывает слова.

7. Игра «Маленький и большой». Назовите предмет, например, дом, а затем спросите ребенка, как можно сказать о большом доме у великана (домище), о маленьком у гномика (домик, домишко).

8. Игра «Образуй сложное слово». Требуется из двух слов образовать одно: «У куклы голубые глаза. Как можно сказать по- другому? (Голубоглазая.) «У мишки короткие ноги. Иначе как можно о нем сказать?» (Коротконогий.) Сначала дайте образец образования таких слов, а затем предложите это сделать ребенку самостоятельно: длинные волосы - длинноволосый, большая голова -большеголовый, желтая кожа -желтокожий и т.д.

3 Все задания, которые выполняют дети, не должны пройти бесследно. Новые слова, эпитеты, сравнения дети включают в свою речь, используют их при пересказе сказок, рассказов. Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает чтение произведений художественной литературы. Не оставляйте без объяснения слова, которые непонятны ребенку.

К 6-7 годам дети, как правило, успешно овладевают грамматическим строем языка. Но тем не менее ошибки в речи еще встречаются.

Для формирования грамматически правильной речи можно предложить следующие игры:

1. «Назови чего много» Дети неправильно употребляют имена существительные множественного числа в родительном падеже: окнов вместо окон, яблоков вместо яблок, ух, вместо ушей. Некоторые дети неверно употребляют падежные окончания: у маме, у папе, в лесе вместо у мамы, у папы, в лесу. При неправильном употреблении существительных множественного числа в родительном падеже поупражняйте ребенка следующим образом. Произносите фразу: «У меня есть груша». Ребенок должен поставить существительное во множественном числе: «У меня много груш».

2. «Исправь предложение» Предложите ребенку составить предложение из нескольких слов: мальчик, писать, письмо. Ребенок составляет предложение: Мальчик пишет письмо. Постепенно можно усложнять задание.

3. «Сосчитай» Предложить ребенку сосчитать предметы, согласуя их с числительными от одного до десяти и обратно: 1 машина, 2 машины… и т.д.; по темам - овощи, фрукты, игрушки, одежда, человек, домашние и дикие животные, домашние и дикие птицы и др.

4. «Жадина» Взрослый напоминает ребенку, что все «слова-предметы» бывают или «слова – мальчики» - о которых мы говорим он мой, или «слова – девочки» - о которых мы говорим она моя, или «слова – солнышки» - о которых мы говорим оно мое. Например: мой сарафан, моя шуба, мои брюки и т.д. Необходимо уделить внимание развитию связной речи. Прогулки расширяют познания маленького человека, как бы открывают окно в большой мир. Расскажите ему о временах года, укажите на характерные признаки весны, лета, осени, зимы. Например, весной обратите внимание на то, что дни становятся длиннее, а ночи короче, ярко светит солнышко, тает снег. Дайте возможность ребенку самому подметить, как в это время года пробуждается природа: появляется травка, набухают на деревьях почки, прилетают птицы, просыпаются насекомые, люди снимают теплую одежду и т.д. Затем можно выучить с ребенком стихотворение, прочитать рассказ. При рассматривании картинок обратите внимание на то, как одеты дети в разное время года, чем они занимаются. Спросите ребенка, что он еще знает о том или ином времени года. Дополните его рассказ. Такого рода наблюдения со специальными упражнениями по развитию речи будут способствовать более точному и полному пересказу. Вы можете предложить ребенку пересказать не весь рассказ, а только тот отрывок, в котором говорится, например, о весне. Можно предложить ребенку вести пересказ, например, от своего имени или от третьего лица (от имени мальчика, девочки). Хорошее упражнение для развития речи — рассматривание картинок и составление по ним рассказа. Постепенно это задание усложняется. Ребенку можно предложить не только рассказать о том, что изображено на картинке, но и описать последующие или предшествующие события. Кроме того, можно попросить его дать описание картинки по памяти: сначала малыш внимательно рассматривает ее, потом картинку убирают, а он рассказывает, что на ней изображено. Когда ребенок составляет самостоятельные 4 рассказы, сочиняет их по картинкам, спросите его, где происходит действие (в лесу, во дворе, на улице, в комнате), в какое время года (зимой, летом, весной, осенью), попросите описать внешность героя, его одежду, настроение.Вместе с тем учите ребенка сжато передавать содержание сказок, рассказов. Советы логопеда родителям. • Предложенные задания, проводите в игровой форме, показывая, что это интересно вам самим. • В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу. • Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно- ласкательными суффиксами — все это тормозит речевое развитие ребенка. • Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее — тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово.

Ели ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.

• Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

• Записывайте речь ребенка на магнитофон. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем — беседы с ребенком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи - от 1 до 5-10 минут (в более старшем возрасте), при этом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

• Не стоит выполнять все задания сразу. Лучше заниматься несколько раз по 10-15 мин.

Исправление речи — длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе! Вот несколько способов высказать одобрение: — Молодец! — Правильно! — У тебя это хорошо получилось! — Ты хорошо сегодня потрудился! — Я знала, что ты справишься! — Отлично! — С каждым днем у тебя получается лучше! Будем оптимистичны: Дорогу осилит идущий! Речь ребенка играет важную роль в развитии его личности. Над речевым развитием необходимо постоянно работать. Она не является врожденной способностью человека, а формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Речь ребенка развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Разговаривайте с вашими детьми, общайтесь с ними везде — на прогулке, в магазине, на кухне. Помогайте детям прослеживать причинно-следственные связи событий и их последовательность. Учите в полном объеме использовать все средства языка. Успехов вам, уважаемые родители, а речь наших детей пусть будет правильной, красивой и совершенной!!!

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающим и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного и дыхательного аппаратов. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, - глубоко ошибочно Дефекты звукопроизношения, возникнув и зацепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Воспитание чистой речи у детей – задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать все: логопеды, воспитатели, учителя и конечно родители. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков. Слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики  Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут  Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.  Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.  Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.  Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.  Возможно, и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д.  Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить их на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение дня. Артикуляционные упражнения (практическая часть) «Окошко» - На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто). На счет «два» закрыть рот (окошко закрыто). «Лягушка» - Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. «Хоботок» - Губы и зубы с напряжением сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти. «Лопаточка» - Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы. «Трубочка» - Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку. «Толстячок» - Надувание обеих щек одновременно. - Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую). «Худышка» - Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах. «Причешем язычок» - Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка. «Часики» - Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз- два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. «Качели» - Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. «Чашечка» - Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы. «Бублик» - Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком положении до пяти. «Лошадка» - Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. «Грибок» - Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка. «Гармошка» - Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот. Немаловажное значение для правильного и четкого звукопроизношения играет дыхание. Дыхание – акт рефлекторный; он совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию – газообмен в организме. Но с другой стороны, дыхание, когда оно непосредственно связано с произношением (так называемое речевое дыхание, требующее специальной подготовки), - процесс управляемый. Для речи, особенно монологической, физиологического дыхания не хватает, речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, что регулируется дыхательным центром головного мозга. Произвольное речевое дыхание достигается только путем тренировки и постепенно становится непроизвольным. У детей дошкольного возраста часто отмечаются следующие особенности речевого дыхания: поверхностный вдох, непродолжительный выдох, отсутствие четкой дифференциации между носовым и ротовым дыханием, речь на вдохе, неумение распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания; все это отрицательно сказывается на общем звучании речи. В некоторых случаях, когда создается повышенная нагрузка на неокрепшую детскую нервную систему (стресс, тяжелое соматическое заболевание, форсирование речевого и психического развития ребенка со стороны взрослого и т.д.), на фоне неправильного речевого дыхания (часто в сочетании с нарушением темпа речи) у ребенка может возникнуть заикание. Воспитание у ребенка правильного дыхания, в частности выработка целенаправленной воздушной струи в процессе выдоха, имеет большое значение при произнесении различных звуков речи, что отражается на качестве звукопроизношения в целом. Рекомендации родителям по выполнению дыхательной гимнастики.  Длительность выполнения денных упражнений около 5 минут  При набирании воздуха через нос, плечи не поднимать.  Выдох должен быть длительным и плавным.  Необходимо следить , чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать ладонями).  Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.  Не переусердствуйте! Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению. Дыхательная гимнастика без использования игровых приемов 1. Ребенок делает вдох – выдох (рот при этом закрыт), попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю. 2.Тренировка носового выдоха. Ребенок глубоко вдыхает и длительно выдыхает через нос. Рот при этом закрыт. 3.Тренировка ротового выдоха. Ребенок вдыхает и выдыхает через рот (ноздри ребенка можно закрыть пальцами на начальном этапе выполнения данного упражнения). 4.Вдох через нос, длительный выдох через рот. Необходимо следить, чтобы ребенок не поднимал плечи и не напрягался. 5.Вдох через рот, выдох через нос. Дыхательная гимнастика с использованием игровых приемов. «Футбол» - Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками. «Шторм в стакане» - Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны. «Бабочка» - Вырежете из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с малышом русскую народную поговорку: Бабочка-коробочка, Полети на облачко, Там твои детки – На березовой ветке! Затем предложите подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела». «Снегопад» - Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите «Снежинку» на ладошку ребенку. Пусть он правильно ее сдует, не надувая щек и вытянув губы в трубочку.

Речь - это форма мышления. Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.

 К шестилетнему возрасту словарный запас нормально развитого ребенка составляет от 3000 до 7000 слов.  

Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребёнок знает цифры и названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Однако освоение ребёнком этих навыков и знаний не является  достаточным условием и критерием его подготовленности к школе. Помимо знания цифр и букв есть нечто более важное, что подчас упускают родители в их работе по подготовке детей к школе. Это - устная речь ребёнка, развитие которой является необходимым условием для успешного усвоения им письменной речи (чтения).     Будущий школьник должен иметь достаточный словарный запас, уметь грамотно и логично излагать мысли, запоминать и читать стихи, а также пересказывать короткие тексты. От степени богатства и грамматической правильности устной речи ребёнка зависит понимание им прочитанного. Иными словами, каждому ребёнку необходимо обладать к началу занятий в первом классе школы достаточным уровнем развития связной устной речи и мышления.  

Чтобы ускорить и облегчить процесс усвоения ребёнком необходимых навыков, необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка три одинаково важных и взаимно связанных компонента - общение с ребёнком, игра с ним и его обучение. При этом можно использовать как простые, известные всем нам с детства обучающие игры, так и специальные и разработанные психологами методики обучения.  Для того чтобы ребёнок одновременно и получал удовольствие от этих игр, и успешно осваивал необходимые для его развития навыки, не понадобится ни специальное помещение, ни абсолютная тишина. Все это можно делать с тем же, если и не большим, успехом в свободной и  совершенно непринуждённой обстановке - на детской площадке, в группе, на экскурсии, в музыкальном зале. Чрезвычайно необходимы для развития ребёнка и разнообразные детские игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества.  

Для обучения детей 6-ти лет навыкам устной речи, как необходимого условия развития навыков чтения (письменной речи), я предлагаю некоторые развивающие игры и   методические рекомендации:

Игры, развивающие устную речь ребёнка:

     Испорченный телефон.

     Съедобное - несъедобное.

     Назвать любые слова на определённую букву

     Что звучало? (Постучите вместе с ребёнком палочкой по столу, по полу, по пластмассовой игрушке. Затем завяжите ребёнку платком глаза, постучите по одному из названных предметов и попросите его угадать, по какому предмету Вы постучали. Чтобы ребёнок сумел лучше отработать этот навык, периодически меняйтесь с ним ролями.)

     Назвать больше слов по теме. ( в течение минуты назвать как можно больше слов, обозначающих  известных ребёнку животных, птиц, растений, материалов, имена стран и т.д.)

     Составить цепочку слов. (Так, чтобы последняя буква предыдущего слова была бы и первой последующего. Например: ребёнок-корова-аромат-торт-тень.)

     Составить цепочки слов-антонимов. (Например: горячий-холодный, тёмный-светлый, высокий-низкий, худой-толстый и т.д.)

     Назвать все известные предметы одного и того же цвета. ( Например: жёлтого-лимон, солнце, подсолнух, канарейка; или красного-помидор, перец, кровь и т.д.)

     Угадай, что я хочу сказать. (Произнесите первый слог в каком-либо слове, и попросите ребёнка угадать все слово целиком по этому слогу. Загадывайте и отгадывайте  по очереди.)

     Освоение понятий о местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под,  снизу, сверху, между, слева, справа). Например: предложите ребёнку взять карандаш и положить его между компьютером и книгой,  или на третью полку в правом ряду, или справа от телевизора.

Некоторые рекомендации родителям по развитию устной речи ребёнка:

     Обращать внимание на то, насколько связно, логично и грамматически правильно ребёнок излагает свои мысли.

     Помогать ребёнку описывать предметы, события и явления как можно более подробнее. Границы познаний ребёнка при этом расширяются и его речь обогащается.

     При разучивании стихов и песенок, ребёнок не должен создавать видимость ''как-бы поёт'', не понимая смысла слов и произнося нечленораздельно какие-то слога.  Надо помочь ему, особенно в песнях, правильно понимать и произносить каждое слово. Поэтому - пойте вместе с ним.

     Учить ребёнка находить и придумывать рифмы.

     Чаще применять самим и поощрять использование детьми поговорок, пословиц и  распространенных выражений.

     Учить ребёнка придумывать и загадывать загадки.

     Учить придумывать смешные истории.

 

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое –отвечает за восприятие– слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам.

При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.

Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение.

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры с пяти лет даем комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из трех положений рук последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами (“гусь-курица-петух”), произносимыми вслух или про себя.

Благодаря двигательных упражнений для пальцев происходить компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует к детской стрессоустойчивости к обучении к школе.

  В комплексы кинезиологических  упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.  Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Таким образом, использование метода кинезиологии позволяет более эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были им не доступны

"Гимнастика для ума" это система быстрых, увлекательных, расслабляющих или повышающих энергию тела физических упражнений, которые поддерживают или развивают нейрофизиологические связи между телом и мозгом. 10-15 минут занятий в день дают высокую умственную энергию.

Упражнения облегчают все виды обучения и особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма. Упражнения помогают использовать оба полушария мозга и делать их "перекрестную" работу лучше. 

К пяти годам запас слов увеличивается до 2500— 3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов домашнего обихода. Вместе с процессом накопления слов у детей идет процесс качественного усовершенствования их произношения. Мы уже не встречаем пропусков, перестановок слогов и звуков. Эти явления могут быть только в некоторых трудных малознакомых словах .Взрослый вместе с введением в активный словарь детей новых слов углубляет понимание смысла употребляемых, учит пользоваться словами, выражающими различные смысловые оттенки.

У детей пяти-шести лет увеличивается не только словарь, но и фраза. Дети употребляют слова в различных грамматических формах, выражают свои мысли в основном простыми распространенными предложениями; в их предложениях нередко имена существительные заменяются местоимениями.

В возрасте пяти-шести лет ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. Речедвигательный и речеслуховой аппараты детей обычно уже готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка.

У ребенка 5 – 6 лет должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:

  • правильно произносить все звуки языка;
  • выделять первый и последний звук в слове;
  • разделять слово на слоги; -определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
  • придумывать слова на заданный звук; -сливать два названных звуков слог: М+А=МА;
  • повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;
  • определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова - предлоги.

Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.

 

Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые. Когда начнется непосредственное письмо - новая и трудная для ребенка деятельность, делать это гораздо труднее.

 

Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:

«Блины». Положить кисти рук на стол ладонями вниз, одновременно поворачивать их ладонями вверх. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола.

v«Кошечка». Положить кисти рук на стол ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак, затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола и затем кулак или ладонь кладутся на стол.

v«Шалтай - Болтай». Положить правую кисть на стол ладонью вверх, левую ладонью вниз. Одновременно поменять положение кистей рук.

v«Кошка - мышка». Положить на стол раскрытую ладонь правой руки и сжатую в кулак кисть левой руки. Одновременно поменять положение кистей рук.

«Пальчики - драгуны». Поставить локти на стол. Прижать обе ладони друг к другу. Постукивать пальцами поочередно, друг о друга, начиная с большого.

«Молоточки». Ударять подушечками пальцев по столу последовательно, начиная с большого пальца. Упражнение проводится под счет, пальцами только правой или только левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук.

«Бинокль». 2, 3, 4, 5 пальцы рук примыкают друг к другу. Соединить большой палец с указательным сначала на правой кисти, затем  на левой.  Сблизить  пальцы  правой  и  левой рук  до  их соприкосновения.

«Человечки». Сжать кисть руки в кулак, выпрямить указательный и средний пальцы, поставить их на стол. Поочередно поднимая пальцы от стола, продвигать их вперед. Упражнение выполняется пальцами правой или левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук при аналогичной работе указательного и среднего пальцев.

«Раки». Положить на стол ладони рук: правая рука - с сомкнутыми пальцами,  левая - с разомкнутыми. Одновременно поменять положение пальцев рук.

Дети этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие сложности выработки этого навыка - у леворуких детей.

Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:

vПоказать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет.

vПоднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой.

vПосле уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.

vМожно предложить и более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т.д.

Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве:

 

v«Покажи, какой предмет находится справа от тебя" или "Положи книгу слева от себя". Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить, что справа - это ближе к правой руке, слева - ближе к левой.

vПоложи карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; Скажи, где находится ручка по отношению к книге - справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради - справа или слева.

vБерутся три предмета. Ребенку предлагается положить книгу перед собой, слева от нее положить карандаш, справа - ручку и т.д. Написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии.

vНарисовать кружок, справа от него - нарисовать крестик, слева от крестика поставить точку.

vНарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки - кружок.

vНарисовать квадрат, справа от него - крестик, выше крестика поставить точку.

v Определение правой и левой сторон предмета. Взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую сторону книги.

vОпределить правую и левую сторону предмета, который лежит на столе.

 

 

 

Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. (Бумага без разлиновки, клеточек линеечек). Способствуют подготовке руки к письму. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

  • Виды штриховки: - раскрашивание короткими частыми штрихами; - раскрашивание мелкими штрихами с возвратом; - центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка); - штриховка длинными параллельными отрезками.
  • Правила штриховки: - Штриховать только в заданном направлении. - Не выходить за контуры фигуры. - Соблюдать параллельность линий. Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0, 5 см. При выполнении штриховки необходимо соблюдать правила: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними (0, 3 - 0, 5 см). Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами, затем ввести центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными параллельными отрезками. При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребенок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного аппарата. Для штриховки можно использовать простой и цветной карандаши, фломастеры и цветные ручки.
  • Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении:
  • Игра «От дома к дому». Задача ребенка - точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действия словами «От домика к домику».
  • Игра «Всевозможные лабиринты». Ребенку рисуют различные лабиринты. Пусть «пройдет» по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. («Этот лабиринт - в замке Снежной Королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет».)
  • Обведение любых вкладышей из серии «рамки и вкладыши Монтессори» полезно для развития руки, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного, до темного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы.

Большинство детей сначала учатся держать карандаш в кулаке, захватив его всей ладонью. Неудивительно, что некоторые 3-летние карапузы держат карандаш именно так. Ведь их никто и никогда не учил правильно располагать пальчики. А рисовать гораздо удобнее, когда карандаш правильно лежит в руке.

Правильный захват карандаша выглядит так: карандаш лежит на среднем пальце, указательный палец придерживает карандаш сверху, а большой палец - с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают карандаш сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом карандаш не должен падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время рисования рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

Если малышу нет еще и 3 лет, просто регулярно вкладывайте карандаш, или фломастер, или кисточку в пальчики правильно. А после 3 лет можно показать крохе нехитрый прием: щепотью (большим, указательным и средним пальцами) малыш должен взять за не заточенный конец карандаша и передвигать пальцы к другому концу скользящим движением, опираясь заточенным концом о поверхность стола. Когда пальчики будут почти у грифеля, они обязательно правильно распределятся. Зафиксируйте внимание ребенка на том, как держать карандаш «по-новому».

Есть и другой неплохой способ научить ребенка правильно брать в руки карандаш. Раскрываете правую ручку ребенка ладошкой вниз и вкладываете карандаш нижней его частью между большим и указательным пальцами, затем просите малыша сжать пальцы. Обычно почти все дети берут карандаш правильно.

Существуют специальные упражнения, способствующие развитию захвата щепотью:

  1. Побуждайте ребенка брать мелкие предметы кончиками пальцев (пинцетный захват) и выпускать их, складывая в какую-то емкость.
  2. Можно играть с нетугими бельевыми прищепками, складывать бумагу или вытаскивать салфетки из пачки, откручивать крышечки от тюбиков с зубной пастой большим, указательным и (иногда) средним пальцами.
  3. Если все перечисленные способы не принесли успеха, то уберите на некоторое время ВСЕ карандаши, фломастеры и другие изобразительные материалы большой длины. Купите коробку масляной пастели (она очень яркая и легко оставляет след на бумаге). Сломайте мелки пополам, так, чтобы получились кусочки сантиметра по три - не больше. Такие мелки невозможно держать в кулаке. То есть, держать-то можно, но рисовать так не получится. Такие кусочки можно держать только пальчиками - щепоточкой. Порисуйте такими мелками недельку-другую (активно!).

Малыш привыкнет держать предмет для рисования пальчиками. А потом пробуйте вернуться к карандашам. Обратите внимание ребенка на то, как он держал мелки и скажите, что так же можно держать и карандаш.

Предлагается еще один простой, но эффективный метод, который поможет вам в этом деле:

  1. Возьмите салфетку и разделите ее пополам. Если взять целую, она будет слишком большой для маленькой детской ручки. Поэтому используем половину.
  2. Нужно зажать салфетку безымянным пальцем и мизинцем.
  3. Затем попросите малыша взять остальными тремя пальцами ручку или карандаш. Напомните, что салфетка при этом должна оставаться зажатой в руке.
  4. Удивительно, но пока салфетка зажата мизинцем и безымянным пальцем, ребенок преспокойным образом держит ручку или карандаш правильно.

Немного тренировки и терпения, и ребенок сам будет следить за своими пальчиками.

 

Ручка-тренажер Stаbilо LеftRight с “подсказкой” для пальцев

Для детей также были разработаны обучающие ручки. Они имеют трехгранную форму, специальные углубления для пальцев и значительно облегчают процесс письма. Вес этих ручек немного  меньше, чем обычных. Производители не забыли и об ярких цветах и красочном дизайне, чтобы обучаемому было нескучно писать такой ручкой.

 Обучающая насадка

Современные производители канцтоваров изобрели специальные насадки на ручки и карандаши. Они выполнены в форме различных веселых и красочных зверушек, птичек, рыбок. Такие насадки имеют отверстия для пальцев и взять ручку с насадкой неправильно просто невозможно. Эти насадки есть как для правшей, так и для левшей, а также отдельно есть насадка для столовых приборов 

Использован материал с сайтов:

 http://razvitie-krohi.ru/

http://pedportal.net/

1. В основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук [м] в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения дома нужно называть и звуки, и соответствующие им букв одинаково – т.е. так, как звучит ЗВУК. Возьмем, к примеру, звук [м]. Мы произносим его отрывисто: М! И букву М необходимо называть также: М! Ни в коем случае не ЭМ! Говоря ЭМ, мы произносим два звука – [э] и [м]. Это обстоятельство только дезориентирует детей. И еще, уважаемые взрослые, не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребенка читать. БУКВЫ мы видим, пишем и читаем, а ЗВУКИ – слышим и произносим!

2. Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребенок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения стойкий и исправляется с большим трудом. Правильное чтение – это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. (Одновременно ребенок переводит указочку или пальчик с буквы на букву).

Справочный материал

1. Если ребенок затрудняется разделить слово на слоги, можно положить ладонь под подбородок и произнести слово отчетливо. При произнесении гласных звуков нижняя челюсть будет двигаться вниз, а вместе с ней и ладонь. По количеству движений ребенок сможет определить, сколько в слове гласных звуков. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

2. Чтобы определить, на какой гласный звук падает ударение, можно предложить ребенку при произнесении слова по слогам топнуть на ударный слог ногой или стукнуть кулаком по столу, при этом гласный тянуть.

3. – предложение, – обозначение слов в предложении.

4. Определить позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце слова.

Схема: (В начале слова – это первый звук, в конце слова – это последний звук, в середине слова – это все звуки в слове, кроме первого и последнего).

5. Учим условные обозначения звуков : Р У К И

красный круг - гласный звук

синий круг - согласный, твердый звук

зеленый круг - согласный, мягкий звук.

6. Чтобы определить, звонкий согласный или глухой, предложите ребенку приложить ладонь к горлышку (если горлышко «дрожит», «гудит» – звонкий, нет - глухой).

7. Почти все согласные звуки имеют пары по твердости – мягкости: Б – Бь, В – Вь, Г – Гь, Д – Дь, З – Зь, К – Кь, Л – Ль, М – Мь, Н – Нь, П – Пь, Р – Рь, С – Сь, Т – Ть, Ф – Фь, Х – Хь Сравните: был – бил угол – уголь мышка - мишка Последующий гласный звук может помочь определить мягкость или твердость предыдущего согласного: А, О, У, Ы, Э – обозначают твердость согласных звуков; Я, Е, Е, Ю, И – обозначают мягкость согласных звуков. Сравните: лак (для волос) – звуки Л, А, К; ляг (на кровать) – звуки Ль, А, К. Не имеют пары: всегда твердые - Ш, Ж, Ц всегда мягкие - Ч, Щ, Й 8. Почти все согласные звуки имеют пары по глухости – звонкости: Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, З – С, Ш – Ж Сравните: бочка – почка коса – коза шар – жар Не имеют пары: всегда глухие – Х, Хь, Ц, Ч, Щ; всегда звонкие – Й, Л, Ль, М, Мь, Н, Нь, Р, Рь Звонкие согласные звуки в конце слова оглушаются: краб[п], флаг[к], год[т].

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно писать и читать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем же их причины? Основные причины подобного явления – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза. Для того, чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. Таким образом, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро и легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь, звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Что же такое звуковой анализ? Под звуковым анализом понимается:  определение порядка слогов и звуков в слове,  установление различительной роли звука,  выделение основных, качественных характеристик звука. Можно обобщенно сформулировать разницу между фонематическим восприятием и звуковым анализом (при норме речевого развития ребенка):  фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует;  фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая;  фонематическое восприятие формируется в период от года до четырех лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте;  фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различать то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме. В поступательном развитии фонематического восприятия ребенок начинает со слуховой дифференцировки далеких звуков (например, гласных – согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких – глухих или мягких – твердых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребенка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом». Таким образом, ребенок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением. Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. Только при четком, правильном произношении возможно обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно (вместо Ш – С, вместо Р – Л и т. п.), способствует закреплению у малыша существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи. Совершенно естественно, что занимаясь со взрослыми чтением или письмом, такой ребенок будет постоянно испытывать досаду, раздражение, неудовольствие. Итак, необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа. Все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

 

 Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать мир. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его возможности со сверстниками и взрослыми.

 Обратите внимание на развитие речи ребенка:

  1. Ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки
  2. Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
  3. Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).
  4. Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.
  5. Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи.

Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10 тысяч слов . Преобладают в словаре существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия.

  1. Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.

 Итоги:

  Итак, к шести годам ваш ребенок:

- Обладает словарем около 4000 слов.

- Практически все звуки родного языка произносит правильно. - Умеет рассказывать и пересказывать, причем пытается выразить свое отношение к рассказываемому. - Помнит и может описать прошедшие события. - Пользуется сложными предложениями. - Употребляет все части речи. - Использует абстрактные и отвлеченные понятия. - Различает и дифференцирует звуки речи.

Помните! Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат

Объявления

Участие в конкурсе "Воспитатель года России" - 2017

Сертификат

Новости

13.05.2019

Сегодня в нашем детском  саду прошла военно-патриотическая игра "Зарница", посвященная Поб

09.05.2019

 На протяжении десятилетий День Победы 9 мая остается в России самым трогательным, самым душевн

07.05.2019

В преддверии 9 Мая члены первичной профсоюзной организации детского сада «Ягодка» совмес

16.04.2019

Всё взрослое население нашей страны знает кто такой Ю. А. Гагарин, какой праздник отмечается 12 апре